Шведский перспективный танк – Strv 2024

Мало кто знает, что Швеция это не только родина Астрид Линдгрен, подарившей миру Карлсона, но и вполне себе танковая держава. Танковая школа данной страны довольно самобытна и тем лишь более интересна для всех любителей бронетехники. С одним из необычных основных боевых танков Швеции мы уже знакомили вас ранее. Сейчас же речь пойдет о попытке шведов разработать танк 4-го поколения, над созданием которого они работали в 80-90-е годы прошлого века. И хотя в итоге от самостоятельной разработки Минобороны Швеции решило отказаться, так и не увидевший свет танк Strv 2024 на сегодняшний день мог бы, пожалуй, стать одним из самых лучших танков мира и уж точно не затерялся бы среди своих конкурентов.

В конце 1980-х годов стало ясно, что стоящие на вооружении шведской армии танки Strv 101R, 102R, 103C и Strv 104 стремительно устаревают и вооруженные силы Швеции нуждаются в новом основном боевом танке. Техническое задание по разработке нового танка было составлено таким образом, чтобы созданный танк превосходил по своим характеристикам самые современные на тот момент образцы западной бронетехники – машины Леопард-2 и M1А1 «Абрамс». По сути, шведские военные замахнулись на создание ОБТ нового 4-го поколения. При разработке новой машины шведские инженеры собирались учитывать опыт, полученный при работе над экспериментальными танками «S» серии, а также те уроки, которые им удалось извлечь из опытов с танками UDES 03, UDES 19 и UDES-XX-20, которые были созданы в конце 70-х начале 80-х годов.

На экспериментальном шведском танке UDES 03 впервые была применена и проверена возможность установки орудия вне башни. Орудие устанавливалось на базе безбашенного танка «S» серии. На машине UDES 19, которая была создана на базе немецкого БМП Мардер, 105-мм орудие устанавливалось в необитаемой башне, которая была расположена поверх корпуса. Проверка работоспособности необитаемой башни и орудий на обоих представленных образцах была признана шведскими инженерами успешной.



В начале 1981 года состоялись еще более оригинальные испытания, на которых испытывалась удивительная машина UDES-XX-20. Данный танк был спроектирован на базе Hagglunds BV-206 и состоял из 2-х сочленённых частей. Вооружение машины представляла 120-мм НАТОвская гладкоствольная пушка компании Рейнметалл, которая также была вынесена за пределы корпуса.

Потребность шведской армии в танках оценивалась в 200-300 новых машин. Закрыть эту потребность можно было, реализовав 3 различных варианта: разработать собственный новый танк, приобрести необходимое количество танков за рубежом или приобрести лицензию на танк, а производство развернуть в Швеции, используя при этом некоторые адоптированные шведские компоненты и решения. Имея богатый накопленный опыт с танками UDES, шведы все-таки решили создавать свой танк, доверив его производство компаниям «Хеглунд» и «Бофорс». Созданная этими компаниями группа конструкторов приступила к разработке технической документации по созданию танка «Стридсвагн-2000» или сокращенно Strv 2024.

Новый танк должен был обладать массой в 58 тонн и экипажем из 3 человек. В качестве основного вооружения планировалось использовать 140-мм орудие и спаренную с ним 40-мм автоматическую пушку. Танк планировалось оснастить модульной броней, которая обеспечила бы ему повышенную защищенность. По подвижности танк не должен был уступать своим зарубежным аналогам, для этого его планировалось оснастить дизельным двигателем мощностью в 1475 л.с., который бы работал вместе с автоматической трансмиссией и гидропневматической подвеской, которая помимо всего прочего позволила бы изменять угловое положение танка в продольной плоскости. Для сокращения средств и времени на разработку танка в его конструкции должны были использоваться уже существующие компоненты: трансмиссия, двигатель, элементы СУО, защиты от оружия массового поражения, пулеметы, 40-мм орудие. Заново необходимо было спроектировать шасси в сборе, 140-мм орудие и автомат заряжания к нему.

Еще одной особенностью машины было расположение командира танк и наводчика друг за другом в левой изолированной части танковой башни. Основное 140-мм орудие было спарено с 40-мм автоматической пушкой, что также было интересной идеей. Боекомплект основного орудия состоял из 38 выстрелов, а малокалиберной пушки из 180 снарядов. При этом 140-мм пушка использовалась бы для борьбы с тяжелобронированными и укрепленными целями, а с помощью автоматического орудия можно было бороться с легкобронированными целями – БМП, БТР, самоходными установками с ПТУР и автотранспортом противника. Для борьбы с пехотой предполагалось использовать 2 пулемета Ksp m/39 калибра 7,62-мм, один из которых был зенитным и устанавливался на крыше танковой башни.

Так как 140-мм снаряды обладают значительной массой и длиной на танке предполагалось установить автомат заряжания, который бы увеличил скорострельность и позволил сократить экипаж танка до 3 человек. При этом 140-мм орудие планировалось закупить за рубежом, в то время сразу в нескольких странах шли работы по созданию такой артсистемы, а вот автомат заряжания планировалось создать свой. Благо опыт создания автоматизированных систем заряжания у шведов был, ранее они проектировали его для танка S серии и самоходного орудия Vk-155.

Броневая защита танка должна была иметь модульное исполнение, для обеспечения высокой бронезащиты не только от снарядов калибра 120 и 125 мм, но и от боеприпасов перспективных артсистем. Помимо этого модульная броня подразумевала легкую замену, не только в случае повреждений при боевых действиях, но и в процессе модернизации танка.

В конце 1980-х годов шведские компании «Хеглунд» и «Бофорс» приступили к созданию танка Strv 2024, который должен был стать основным в шведской армии. Был даже изготовлен макет данного танка в натуральную величину, но в 1991 году руководство министерства обороны страны отказалось от проекта Стридсвагн-2000», так как шведское правительство приняло решение о приобретении ОБТ за рубежом. И несмотря на амбициозность и успешное развитие шведский танк Strv 2024 остался всего лишь деревянным макетом.

Дело здесь было даже не в технических сложностях, с которыми могли столкнуться шведские инженеры-конструкторы и промышленность, просто в 1991 году прекратил свое существование СССР, один из главных вероятных противников Швеции, которого здесь по-настоящему боялись. В условиях нового мира создание супер-танка руководство страны уже рассматривало лишь как ненужную трату времени и государственных денег. Именно поэтому было принято решение о покупке зарубежного ОБТ. Определенное время в числе вероятных претендентов на приобретения находился югославский вариант модернизации танка Т-72 – М-84, но распад Югославии и последующая за этим нестабильность во всем регионе поставили крест на балканских танкостроителях. После этого шведское правительство пошло еще дальше. Для проведения испытания на территории Швеции был привлечен танк бывшего «потенциального противника» – Т-80УМ, который в ходе испытаний в достаточно специфичных природных условиях Швеции проявил себя очень хорошо, хотя предпочтение в конечно итоге и было отдано немецкому Леопарду-2.

Ели же говорить об Stridsvagn-2000, то этот танк по большинству своих характеристик не уступал бы современным западным аналогам, а в чем-то и превосходил их. Составить конкуренцию ему могли лишь перспективные советские, а впоследствии российские танки, которые в то время уже обкатывались на полигонах. Хотя и они в последствии повторили судьбу шведского танка. Strv 2024 мог бы стать танком намного опередившим время, но так и не стал. И спустя 20 лет такой огневой мощью не обладает ни один из современных танков, а по уровню защищенности это был бы не Strv 122 (так шведы назвали шведский вариант танка Леопарда 2А5), а как минимум Леопард 2А6 или более совершенный танк. При том что шведская разработка могла стать лучшей в мире, стоимость ее оказалась бы также очень впечатляющей, а возможности для экспорта весьма сомнительными, так как большинство потенциальных клиентов к тому моменту уже приобрели немецкие танки Леопард 2.